Зима удивляет белорусов настоящими крещенскими морозами. Для автомобилистов эта пора требует особого внимания: низкие температуры, малая продолжительность светового дня, снег и лед на дорогах… Узнали у хойничанки Ирины Кусковой, которая за рулем пятый год, как она справляется с непогодой на дорогах.
Мечта в подарок
– Признаться, давно мечтала получить водительское удостоверение и обзавестись личным авто, но как-то откладывала: то денег нет, то время не подходящее. И вот однажды на мой день рождения дочь Татьяна и сын Виталий подарили мне обучение в автошколе, я была несказанно счастлива, – с восторгом рассказывает Ирина.
Занятия были настолько увлекательными, что героиня материала с легкостью покорила гранит автомобильной науки. И в свои 45 лет сдала экзамен с первого раза, как теоретический, так и практический.
– Через пару дней после того, как получила удостоверение, со знакомым поехали в Гомель покупать автомобиль. В течение двух дней зарегистрировала машину и прошла техосмотр. Все делала самостоятельно, радости не было предела. Спустя неделю, как я приобрела автомобиль, мы с мужем Николаем решили съездить в Минск, чтобы навестить его родителей. Было небольшое волнение внутри, ведь движение в столице не сравнить с нашим райцентром – это был вызов для меня. Большой поток машин, скорость у автомобилей намного выше. Но я справилась.
К слову, Ирина уже настолько наловчилась управлять автомобилем, что проблему в машине определяет на слух. Женщина отмечает, что если возникает посторонний скрип, стук, треск, уже по звуку может узнать в чем проблема.
– Бывает, что машина начинает работать как-то не так. Тогда еду в гараж, осматриваю автомобиль. Затем – в магазин автозапчастей. В багажнике с собой вожу домкрат, набор ключей, специальные жидкости и насос. На всякий случай, как говорится, – подчеркнула собеседница.
Главное правило, которому всегда следует Ирина: «Когда ты за рулем, не впадать в панику и сохранять спокойствие». В багажнике с собой автоледи возит домкрат, набор ключей, специальные жидкости и насос. На дороге нужно быть готовым ко всему.
«Обули» – история не об обуви
Когда героиня материала только приобрела машину, ей понадобилась помощь специалиста по ремонту. Так как сама еще не разбиралась в автомобиле, пришлось ехать на СТО к специалистам. Однако работники оказались в прямом смысле жуликами. Решили развести новоиспеченного водителя.
– Как мне сказали, нужно было заменить резиновую прокладку гидроусилителя руля. А для этого нужно разобрать генератор – стоимость такой услуги 50 рублей. Для сравнения сама прокладка стоит 50 копеек. Только спустя некоторое время, когда проблема вновь повторилась, другой специалист объяснил мне как ее заменить и сколько это на самом деле стоит. Тогда я и поняла, что меня «обули», – с улыбкой рассказывает Ирина.
Случай на дороге
Однажды моей собеседнице с сыном нужно было срочно ехать в Гомель. На автомагистрали возле Речицы автомобиль «закипел», из-под капота шел пар. Женщина остановилась на обочине, включила аварийку и заглушила транспортное средство. Огляделась по сторонам и заметила приближающийся автомобиль. Один взмах и водитель остановился помочь.
– Услышав мою проблему мужчина лишь пожал плечами. Тогда позвонила знакомому, который мне помог советом. Он рассказал, что можно завести авто, снять клемму минуса и на клемме плюса продолжать движение. Выбора не было, пришлось попробовать. Итог – добрались до места назначения. Не каждый мужчина справился бы с такой казусной ситуацией, а я справилась, – с гордостью отметила женщина.
10 практических советов водителям-новичкам от Ирины:
- 1. Проверка аккумулятора. Перед наступлением холодов необходимо проверить уровень электролита и зарядить аккумулятор специальными зарядными устройствами. Можно обратиться в автосервис, где специалисты смогут на специальном оборудовании проверить параметры тока в электросети. Если этого не сделать, появится большой риск испортить новую батарею или исправный старый аккумулятор.
- Подбор моторного масла. Большинство современных масел сейчас всесезонные, но имеют разную вязкость (на упаковке, например, 0W-30 или 10W-50). Первая цифра указывает на вязкость масла при отрицательной температуре. Чем она меньше, тем более жидким масло остается на морозе и тем легче будет запустить двигатель.
- Защита от запотевших окон. Чтобы избежать запотевания окон автомобиля зимой, исходя из своего опыта, советую не включать режим рециркуляции воздуха внутри салона. Более сухой уличный воздух позволит избежать конденсации. Советую просушивать салон после каждой поездки в морозную погоду, открывать все двери на несколько минут, чтобы температура в салоне снизилась, и не появился конденсат.
- Прогрев двигателя. В целом, прогревать двигатель желательно три-четыре минуты. После завершения прогрева двигателя трогаться нужно аккуратно, а затем километр – полтора ехать с небольшой скоростью. При этом двигаться необходимо без ускорений и резких торможений.
- Движение по снежным дорогам. Двигаться зимой по городским улицам и заснеженным дорогам необходимо максимально аккуратно. К примеру, если автовладелец почувствовал, что авто едет по льду, ему необходимо снижать скорость, начинать тормозить заранее и более плавно входить в повороты. Мокрый снег забивает протектор шин – это, в свою очередь, снижает сцепление с дорогой. В таких ситуациях рекомендуется плавно уменьшать скорость во время движения.
- Уровень бензина. В зимнее время водителям не стоит заправляться на непроверенных заправках. От езды, когда бензина почти нет, также стоит воздержаться. Бензобак в это время года лучше всего держать как минимум наполовину заполненным – это позволит избежать проблем с конденсацией влаги с последующим ее замерзанием.
- Замерзшие замки. Открыть замерзшие замки и двери авто поможет дезинфицирующее средство для рук. Также, если прогреть ключ зажигалкой, а после аккуратно вставить его в замерзший замок, то можно будет открыть машину. В качестве профилактики можно обрабатывать дверные уплотнители и замки средством WD-40.
- Убираем наледь на дверях. Поливать замерзшую дверь кипятком, чтобы ее открыть, не стоит: перепады температур приведут к нарушению лакокрасочного покрытия, а если кипяток попадет на стекло, то на морозе оно может лопнуть. Также не нужно открывать опускное стекло, примерзшее к уплотнителю, если вдоль него образовался лед. Так можно сломать стеклоподъемник, или его моторчик может перегореть. Поможет справиться с наледью на окнах обычный скребок, однако нужно использовать его без чрезмерного давления, чтобы не поцарапать стекло. Очищать автомобиль скребком категорически запрещено, так как можно повредить лакокрасочное покрытие автомобиля.
- Забота о дворниках. Поможет справиться с замерзанием стеклоочистителей – силиконовая воск-смазка. Она позволяет восстановить свободное перемещение щеток по стеклу, защитить от налипания снега. Есть и альтернативный вариант – использовать специальные чехлы, которые сейчас можно приобрести на любом сайте. Чехол защищает дворники от попадания влаги следовательно, вода не попадает на них, не замерзает и не обледеневает. Третий и самый простой способ – просто поднять стеклоочистители, как это делают многие автовладельцы.
- Давление в шинах. Среди водителей бытует мнение, что к зиме лучше немного спустить давление в шинах для увеличения сцепления с дорогой. Подобная теория на самом деле миф: следует поддерживать оптимальный уровень давления в шинах в любое время года.
Светлана ВАЩЕНКО
Фото автора и из открытых источников