Законодательство о труде предусматривает, что разовые поручения руководителя могут иметь место только в рамках трудовой функции работника. Но зачастую наниматель поручает сотруднику задачи, которые не входят в его обязанности. Законно ли это и как решить вопрос, не ущемляя прав работника, спросили у профсоюзного юриста.
– Под трудовой функцией законодатель понимает работу по одной или нескольким профессиям, специальности, должности с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, функциональными обязанностями, должностной инструкцией, — поясняет профсоюзный юрист.
Эксперт подчеркивает, что действующее законодательство о труде требует, чтобы трудовая функция сотрудника и его должностные обязанности были четко прописаны и конкретизированы. Это закреплено в ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь.
К тому же ст. 20 ТК предусматривает, что работодатель не имеет права требовать от подчиненного выполнять поручения, не обусловленные трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Иными словами, работник может отказаться выполнять действия, которые не оговорены в трудовом договоре и должностной инструкции.
Но если всё же появилась острая необходимость поручить работнику задачу, которая не оговорена трудовым договором и должностной инструкцией, то выход из ситуации можно найти, действуя по закону и не ущемляя права труженика, обращает внимание профсоюзный юрист. Простыми словами – оплачивая работнику его труд.
В таком случае можно применить нормы, касающиеся совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором, должностной инструкцией, прописанные в ст. 67 ТК.
Но тут есть свои подводные камни. Совмещение профессий (должностей) является существенным условием труда, поэтому работник должен быть уведомлен письменно и потребуется его согласие на такую рокировку. К тому же совмещение допускается только в том случае, если в штатном расписании есть вакантные единицы по данной профессии (должности). Чтобы возложить на сотрудника обязанности временно отсутствующего работника, свободная штатная единица не нужна.
Период, на протяжении которого работник берется выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем, а также размер доплаты (за исключением бюджетных организаций) должен быть установлен в соглашении между работником и нанимателем.
Также работодатель может поручить подчиненному выполнение другой работы на условиях совместительства. Предполагается, что работник будет выполнять дополнительные обязанности в свободное от основной работы время. Этот вопрос регламентирует ст. 343 ТК. Потребуется заключение нового трудового договора и вакантная должность в штатном расписании. Оплата труда совместителей осуществляется согласно отработанному времени, а при нормированных заданиях – за конечный результат или по факту выполнения поставленной задачи.
В случае аврала по инициативе нанимателя работник может быть привлечен к сверхурочной работе. Работодатель обязан известить об этом подчиненного в письменной форме и получить согласие работника. Применяя эту норму, следует учитывать ограничения сверхурочных работ, прописанные в ст. 121 ТК, и исключительные случаи, когда «сверхурочку» можно применить без согласия работника в рамках ст. 122 ТК. В целом же белорусское законодательство позволяет привлекать к работе сверхурочно работников не более 10 часов за неделю и 180 часов в год. При таком режиме продолжительность ежедневной работы не может превышать 12 часов в день. Это прописано в ст. 122 ТК.
Поскольку п. 2 ст. 53 ТК предусматривает, что работник должен выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам, то отдельные поручения руководитель может оформить согласно этой норме. К примеру, в регионе исполком собирает статистику по травматизму за 5 лет и все предприятия должны предоставить отчеты. Наниматель вправе поручить сбор таких данных специалисту по кадрам и оформление отчета в письменном виде.
В заключение Тамара Жинкевич констатировала, что нанимателю стоит помнить, что чем больше работник будет отвлекаться на выполнение так называемых разовых поручений, тем больше процент вероятности, что работник не сможет в должном объеме свои трудовые обязанности.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото из открытых интернет-источников