В ведомстве отметили, что хотя государство и регулирует цены на социально значимые товары и услуги, но поездки в такси в этот перечень не входят. Владельцы такого бизнеса вправе самостоятельно с учетом рыночных условий и свободной конкуренции определять тарифы на свои услуги.
Однако согласно ст. 5 Закона от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» еще до поездки на такси гражданин вправе ознакомиться с информацией об услугах перевозчика.
В пресс-службе Минтранса пояснили, что Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением правительства от 30 июня 2008 г. №972, предписывают для владельцев такси размещать в салоне автомашины на видном для пассажира месте:
- визитную карточку с фотографией, фамилией и инициалам водителя;
- информацию с личными данными, местом нахождения и телефонами перевозчика;
- прайс-лист с ценами, по которым работает перевозчик: нужно указать тариф за 1 км (днем и ночью), за пределами города, стоимость абонирования, стоимость посадки, простоя, заказа такси по телефону, иные тарифные условия.
Правила автомобильных перевозок пассажиров также наделяют граждан правом на информирование при оформлении заказа на поездку о ценах и ориентировочной стоимости услуги, а также обо всех нюансах осуществления перевозки.
В ведомстве дали совет пассажирам, как распознать недобросовестных перевозчиков:
– До заказа такси «от борта» следует поинтересоваться у водителя ориентировочной стоимостью поездки в рублях. Фразы «по счетчику», «по тарифам» и аналогичные им выражения могут говорить о том, что вас пытаются ввести в заблуждение.
К сказанному выше в Минтрансе добавили, что Закон о защите прав потребителей обязывает водителей и перевозчиков своевременно и достоверно информировать пассажиров о тарифах на свои услуги и способах ее оплаты.
Если такая информация не будет предоставлена, то пассажир вправе разорвать договор о перевозке в такси и потребовать возврата уплаченной суммы за поездку.
В ведомстве также обратили внимание, что Правила автомобильных перевозок позволяют пассажиру отказаться от оплаты поездки, если услуга по перевозке оказана с неисправной или выключенной программной кассой для такси либо кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром. Но это правило не распространяется на поездки в такси, заказанные и оплаченные чрез электронную информационную систему с использованием реквизитов платежных карт банка.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото Александра ПОБАТА, носит иллюстративный характер
© 1prof.by