Разбираясь в ситуации с некачественным букетом, адвокат юридической консультации Партизанского района г. Минска Андрей Марусев обратил внимание граждан, что живые цветы, к сожалению, включены в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену и возврату. Эта норма прописана в приложении №4 к постановлению правительства №778.
– Однако ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что если покупатель обнаружил недостатки товара, свойства которого не позволяют их устранить (это касается, к примеру, пищевых продуктов, товаров бытовой химии и других), потребитель имеет право потребовать, чтобы ему заменили покупку на продукцию надлежащего качества или соразмерно недостатку уменьшили цену. Также он может расторгнуть договор розничной купли-продажи с условием возврата уплаченной за товар суммы. Но вместе с тем обязан вернуть товар ненадлежащего качества, который он получил от продавца, – пояснил адвокат.
Андрей Марусев уточнил, что изготовитель, от лица которого могут выступать как продавец, так и поставщик, представитель, исполнитель, должен оперативно и достоверно информировать клиента о предлагаемых товарах, работах или услугах.
К сожалению, в белорусском законодательстве пока не разработаны нормативные акты, с помощью которых можно было урегулировать нюансы реализации цветочной продукции. Ни в одном документе не оговаривается, каким должен быть гарантийный срок «свежести» проданного букета.
– В случае возникновения спорной ситуации решать ее нужно путем переговоров между покупателем и продавцом. Как правило, те, кто занимается реализацией цветов, признают претензии и меняют букет на новый либо возвращают деньги, – делится опытом адвокат.
Но когда продавцы не хотят идти навстречу клиенту, ссылаясь на то, что покупатель неправильно хранил и транспортировал цветы, гражданин имеет право оставить жалобу в книге замечаний и предложений. На ее рассмотрение продавцу дается 15 дней со дня регистрации обращения. Если требуются дополнительные проверки и детальное изучение продукции, то срок продлевается до 1 месяца, если иной период не определен законодательством.
– А если и полученный ответ не удовлетворит покупателя, то у него есть возможность отстоять свои права в судебном порядке. Но при этом для рассмотрения дела придется предоставить необходимые доказательства, чтобы подтвердить нарушение прав потребителя, – подытожил Андрей Марусев.
Анжела ЛЮДЫНО
© 1prof.by