Гринч ни при чем
Ирина Коновалова из Светлогорска (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) в этом году твердо решила для себя перестать истреблять лес и купить искусственную новогоднюю красавицу. Только она и предположить не могла, что такое благое намерение ей обойдется в копеечку.
– Заранее начала готовиться к празднику. С детства знаю правило: покупать товар выгоднее «не в сезон», то есть когда спрос на него еще отстает от предложения. Но, кто же знал, что сезон аферистов уже в самом разгаре, – отметила Ирина.
Для того, чтобы приобрести необходимый товар далеко идти не пришлось. Все блага сегодня есть в интернете. Вот и моя собеседница решила откликнуться на заманчивое предложение в одной из социальных сетей. Перед тем, как написать представителям онлайн-магазина детально изучила профиль. Аккаунт подозрений не вызвал: много подписчиков, да и все публикации изобиловали положительными отзывами. Переписка с «продавцом» также оставила приятное послевкусие: забота о клиенте, внимательность, вежливость, в общем все располагало для приобретения товара.
– Получилось так, что выбранная мною искусственная ель, оказалась фактически последней. Заботливые продавцы предложили забронировать ограниченный товар на час, чтобы я обдумала все за и против и приняла решение. Также мне сообщили, что по полной предоплате новогодняя красавица мне выйдет еще дешевле, да и доставят в таком случае ее прямо до двери. Предложение было настолько выгодным, что я решилась на покупку. Перевела на счет продавца 440 рублей и стала ждать покупку, – делится подробностями Ирина.
Прошла неделя, а товар так и не доставили, да и менеджер перестал выходить на связь. После 10 дней игнора Ирина обратилась с заявлением в милицию.
В аналогичной ситуации оказалась и гомельчанка Екатерина Мельникова (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.). Она, как и предыдущая героиня, решила приобрести колючую красавицу и тоже угораздила в капкан лжепродавцов.
– Внуки с нетерпением ждут Нового года. И уже не раз просили родителей установить елку. Так как живая ель столько не простоит, да и в продаже их еще нет, я решила порадовать своих внучат и подарить им искусственную красавицу, – рассказывает Екатерина. – Так как я бабуля еще молодая, да и ко всему прогрессивная, то без проблем нашла необходимый товар на просторах интернета. Забив в поиске браузера запрос, посмотрела актуальные варианты, но не нашла подходящего. Спустя несколько часов в интаграме наткнулась на рекламу о продаже новогодних елей. На фото именно то, что я хотела. Обрадовалась, написала продавцу, оформила заказ и даже перевела продавцу денежную сумму в размере 175 рублей. Оставалось только дождаться, когда курьер доставит товар. Однако после получения денег менеджер перестал выходить на связь.
Вместо двухметровой вечнозеленой красавицы к Новому году Екатерина лишилась немаленькой суммы денег. Ведь продавец, как выяснилось позже, был фейковым.
Аферисты не дремлют
Заместитель начальника управления противодействию киберпреступности криминальной милиции УВД Гомельского облисполкома Вадим Борсук констатирует:
– К сожалению, данный факт далеко не первый. Практически каждый день в милицию поступают заявления от белорусов, пострадавших от действий мошенников при осуществлении покупок через социальные сети. Только за октябрь число таких преступлений в Гомельской области перешагнуло за 10-ку, а ведь еще не сезон. Ближе к Новому году, анализируя прошлые годы, интенсивность атак интернет-аферистов значительно увеличится. Чаще всего такие преступления фиксируются в социальных сетях. В лидерах – платформа Instagram. При этом прослеживается и сезонность. Если летом это были садовые качели, батуты, бассейны и др, то сейчас, например, наблюдается тенденция роста мошенничеств, связанных с продажей новогодних елей, украшений, праздничных нарядов.
Действуют обманщики по наиболее популярной и уже отработанной схеме. Первым делом они анализируют поисковые запросы людей. Изучают какие категории товаров популярны в данный момент. Подстраиваясь под запрос аудитории, интернет-аферисты уже сейчас меняют профиль на «новогодний». Создают фейковые страницы, которые как под копирку сделаны под официальные интернет-магазины или вовсе наполнены ворованным контентом. Набирают аудиторию, а потом запускают акции и быстрые розыгрыши. А еще отдают товар по очень привлекательным ценам.
– Чаще всего, при наличии всех этих условий, люди теряют бдительность и попадаются в сети злоумышленников как мышь, на сыр в мышеловке, теряя все инстинкты самосохранения и пренебрегая мерами безопасности, – комментирует Вадим Борсук. – Не стоит также доверять красивым картинкам, многочисленным подписчикам и даже отзывам – все это легко подделать.
Правоохранитель рекомендует скептически относиться к акциям и розыгрышам. Чтобы не стать жертвой аферистов, он советует обращать внимание на выдвигаемые условия – это своеобразные «красные флаги»:
– В первую очередь, должна насторожить заниженная цена. Кроме того, ни один официальный интернет-магазин не будет просить покупателя произвести предоплату или внести полную стоимость товара. Еще один звоночек, когда продавец просит ввести большое количество личных данных или платежную информацию. Например, смс из банка или платежные реквизиты платежной карты, паспортные данные. Таким образом действуют только мошенники.
Если с предоплатой все понятно, то как быть в случае мошенничества через почту? Например, заказала понравившийся наряд, забрала посылку, распаковываешь ее дома, а там вместо красивого платья лежит старая порванная майка.
– Чтобы не купить «кота в мешке» почта придумала дополнительную услугу. За небольшую доплату вы сможете распаковать товар и посмотреть, что пришло в посылке. Таким образом оплатив небольшую сумму, вы обезопасите себя от ненужных забот и стресса. А в случае несоответствия товара вы сможете отправить его назад, – подытожил Вадим Борсук.
Светлана ВАЩЕНКО