Важнейшими направлениями деятельности профсоюзов являются охрана труда, а также создание комфортных и безопасных условий работы. Об этом в своем выступлении заявил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Юрий Сенько. Он отметил, что сегодня на предприятиях и в организациях действуют свыше 70 тыс. общественных инспекторов труда. Наработана эффективная практика общественного контроля и взаимодействия с органами власти.
– Анализ несчастных случаев показывает, что одной из главных причин остается пресловутый человеческий фактор. То есть непосредственное нарушение правил охраны труда как нанимателем, так и самими работниками, – подчеркнул лидер национального профцентра. – Количество нарушений, выявляемых техническими инспекторами, из года в год существенно не снижается. В 90% проверенных организаций выявляются те или иные недочеты.
Председатель ФПБ ориентировал общественных инспекторов по охране труда сделать упор на профилактику – активнее работать на устранения даже мелких недочетов в сфере охраны труда. Также Юрий Сенько обратил внимание на важность эффективной работы первичных профсоюзных организаций в таких сферах, как соблюдение температурного режима, обеспечение средствами индивидуальной защиты, трудовая дисциплина.
– Мы работаем над созданием новой системы максимально оперативного и эффективного реагирования на проблемы, связанных с условиями работы и охраной труда, – заявил он. – Сегодня в завершающей стадии находится создание в ФПБ межотраслевого оперативного центра. Работники смогут в круглосуточном режиме обращаться с вопросами, касающимися охраны, условий, организации труда. Реагирование начнется уже с момента получения информации. Она будет оперативно доведена до руководства предприятия, компетентных государственных органов и руководителя отраслевого профсоюза. Мы уже апробировали подобный подход во время работы горячей линии по вопросам уборочной кампании. Он доказал свою эффективность.
Заместитель министра труда и социальной защиты Игорь Старовойтов подчеркнул особую роль профсоюзов в охране труда.
– Без консолидации органов государственного управления, профсоюзов и нанимателей мы не сможем сделать новый качественный скачок в сфере охраны труда, – отметил он. – Если посмотреть на данные статистики, то ситуация с производственным травматизмом в целом не превышает уровень европейских стран. Но сократить количество эпизодов смертельного травматизма пока не получается. На это влияет множество факторов: техника, технологии, дисциплина работников. В последние годы мы концентрировали усилия на нанимателях, и видим, что количество несчастных случаев, где присутствует их вина, снижается. Но если говорить о тех обязанностях, которые касаются непосредственно работника, то здесь еще нужно работать.
Типичные нарушения
Главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Беларуси Павел Манько рассказал, что за январь-август 2024 года технической инспекцией труда ФПБ проведено более 5,5 тыс. проверок и мониторингов. По их результатам выдано свыше 4,9 тыс. представлений и рекомендаций по устранению более 35 тыс. выявленных нарушений законодательства об охране труда. По его словам, среди основных можно выделить:
- неудовлетворительное содержание и организацию рабочих мест;
- отсутствие или некачественную разработку инструкций по охране труда;
- нарушения при проведении обучения и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
- необеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
- неудовлетворительное содержание или необеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями.
– Безопасность труда – это работа, которой надо заниматься всем, – подчеркнул Павел Манько. – В нашей стране есть отличные примеры крупных промышленных предприятий, в которых на протяжении нескольких лет («Пеленг», «Аливария» и т.д.), а то и 11 лет (Гродненская табачная фабрика) не было случаев производственного травматизма, который привел к тяжелым травмам, не говоря уже о случаях со смертельным исходом.
Как изменилась ситуация
Начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Иван Карчевский рассказал, что одной из задач госпрограммы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 гг. является улучшение условий и охраны труда. В частности, запланировано снижение численности рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В 2021 г. их было порядка 750 тыс., а к 2025 г. должно стать не более 690 тыс. Также к 2025 г. запланировано достичь 100%-го внедрения систем управления охраной труда.
Что касается первых результатов, то, по словам спикера, в 2023-м году сотрудников, занятых во вредных условиях труда, стало на 7,6% меньше, чем в 2020-м. А среди всех работников на их долю приходится 16,8%. Из них больше всего занято в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности. Что касается вредных условий, то 39,9% таких работников трудятся при повышенном уровне шума, а 32,9% заняты тяжелым физическим трудом.
В целом производственный травматизм в последние годы остается примерно на одном уровне. Однако в 2018-2023 гг. несколько изменились причины несчастных случаев. На первом месте по-прежнему остается нарушение трудовой дисциплины самим потерпевшим. Однако заметно меньше стало несчастных случаев, причиной которых признали невыполнение обязанностей руководителями и специалистами, а также недостатки в обучении. При этом личная неосторожность потерпевшего стала признаваться причиной трагедии гораздо чаще.
Также Иван Карчевский подробно остановился на совершенствовании законодательства в этой сфере. Он подчеркнул, что в Беларуси действует Закон «Об охране труда» в развитие которого принято 167 нормативных и технических нормативных правовых актов. Среди них, например, правила по охране труда в сельском и рыбном хозяйстве, правила по работе с опасными химическими веществами. В этом году законодательство об охране труда также несколько обновилось. Например, Постановление Совета Министров от 16.01.2024 №36 уточнило значения некоторых терминов и определений. Четко определено, что такое «вышестоящая организация», чем «неосторожность» отличается от «грубой неосторожности», что можно считать «транспортом». Этим же документом установлены четкие сроки оповещения госорганов о наступлении несчастного случая. Если ранее организация обязана была сообщить «немедленно», то теперь это необходимо сделать в течение 2 часов с момента, когда о несчастном случае стало известно любому должностному лицу организации. При этом сообщить можно посредством любого способа связи, кроме почты.
Алексей КОНОПЛЁВ
Фото Ирины ДОЛМАТ
© 1prof.by