«Решила из поликлиники домой добраться с малышом на такси. Однако приехавший водитель отказался везти нас, мол, у него не «Детский» тариф. И это притом что у меня с собой было автокресло! Я возмущена: приложением пользуюсь несколько лет, но в такой ситуации оказалась впервые. Пришлось вызвать другую машину, уже с нужным тарифом – стоимость поездки значительно поднялась».
Эта история недавно произошла с гомельчанкой Татьяной Геращенко. Но в подобную ситуацию попадала не одна она. Аналогичный случай произошел и с Еленой Казмерчук.
– Собиралась на поезд с дочкой и не уследила за временем. Поняла, что без машины опоздаю. Заказала такси, но водитель не взял нас! – негодует Елена.
Никакие аргументы и уговоры не сработали – шофер лишь отмахнулся, напомнив, что есть специальный тариф – «Детский». Вдвойне обидно, что на поезд семья не успела.
– Я не скряга, но тариф «Детский» бьет по кошельку. Разница с «экономом» значительная, порой в 3–4 рубля. А ведь за эти деньги можно что-то купить ребенку. Например, несколько йогуртов, – отмечает собеседница.
Возникает вопрос: правомерен ли отказ водителя такси?
Выбор перевозчика?
Первым делом решаю узнать: а чем же это дети не угодили водителям? Какая разница, кого везти? У таксиста с 5-летним стажем Алексея Макарова (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) есть ответ.
– В первые годы работы возил матерей с их чадами и понял, что это не мое, – отмечает собеседник. – Одна из причин – с пассажирами с детьми нужно ехать на невысокой скорости, а это значит, что заказ выполняется медленнее. Кроме того, дети пачкают салон едой и повсеместно оставляют следы грязных рук, залазят с обувью на кресла. Нередки случаи, когда ребятню укачивает, а убирают все это не родители, а мы. Тратим деньги и время на химчистку, теряем в заработке.
Обращаемся за комментарием к одному из самых популярных в городе перевозчиков.
– Таксисты изначально имеют право выбрать тариф, по которому будут работать. Например, «Эконом» или «Комфорт». У кого есть свои дети и, соответственно, бустер, помечают этот факт тарифом «Детский», – сообщили в компании.
Но значит ли это, что все остальные водители могут безнаказанно отмахиваться от поездки родителей с детьми? Отнюдь. Необоснованный отказ считается административным правонарушением и влечет штраф от 2 до 5 базовых величин. Также пассажиры могут обратиться в техподдержку перевозчика – тогда вопрос о компенсации и наказании шофера решается индивидуально.
С креслом и без него
Финальную точку в вопросе ставит ГАИ УВД Гомельского облисполкома. Нам пояснили: если речь идет о личном транспорте, то, согласно п.178 Правил дорожного движения, дети до 5 лет должны перевозиться с помощью специальных удерживающих устройств, которые соответствуют возрасту и весу ребенка. С 5 до 12 лет родители обязаны использовать бустеры. Дети старшего возраста или выше 150 см могут обходиться без этих устройств. Главное – пристегиваться.
Но нужны ли специальные средства, если речь идет о такси?
– Перевозить детей в автомобиле-такси без специальных кресел закон разрешает. Но мы со своей стороны рекомендуем все же использовать детские удерживающие устройства, так как от этого зависит безопасность малышей, – подытожила старший инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Гомельского облисполкома Анна Ковалева.
Подводя итог, отметим: неважно, какой тариф выберет клиент. Отказать пассажиру из-за того, что тот с ребенком, таксист не имеет права.
Светлана ВАЩЕНКО, фото автора